maratina: современная музыка глазами независимого

Блог о современной музыке независимого обозревателя Maratina

Российский Театр Пародии тяжёлой песни и пляски

02/28/2010 23:46

Много эпистолярных исследований было уже начертано на сию тему. Так что ничего нового читатель здесь не увидит. Особо впечатлительным персонам лучше дальше не читать. Cпоры, обсуждения и дискуссии в данном направлении ведутся периодически, то, затухая, то, вспыхивая с новой силой. И всё таки… Почему мне взбрело в голову внести свои "пять копеек" в извечный сыр-бор? Виной тому послужило огромное количество музыкальных мероприятий, которые удалось посетить за последний год. Признаюсь, долго думал: "А стоит ли вообще высказывать субъективную точку зрения по этому вопросу?", но, отбросив в сторону пресловутый "политес", решил таки подбросить дровишек в еле тлеющий очаг имя которому, российская тяжёлая музыка. Подозреваю, что большинство со мной не согласится и, наверное, даже затаит обиду, но тут уж личное дело каждого. В конце концов, в первых строках я предупреждал о ранимости тонких творческих натур и возможности не потреблять информацию, что пойдёт ниже.

 

Самый значительный прорыв в "тяжёлом" жанре пришёлся на конец 80-х годов прошлого века. Я помню те времена, когда даже зарождающийся поп-шоу-бизнес пытался, каким-то боком, присоединиться к "металлическому" движению, делая акцент в песнях на мощные гитарные риффы, в лице А.Б. Пугачёвой и С.М. Ротару. Достаточно перечислить имена героев той эпохи, чтобы понять, какую огромную популярность, вдруг, получила тяжёлая музыка: "Чёрный Обелиск", "Круиз", "Тяжёлый День", "ЭСТ", "Мастер", "Шах", "Маркиза", "Коррозия Металла", "Чёрный Кофе", "Легион", "Парк Горького", "Тризна", "Ария" и т.д. До сегодняшнего дня, чего уж греха таить, дожили только лишь удачливые и стойкие. И, конечно же, первый номер, и заслуженный трон королей "тяжмета" до сих пор принадлежит легендарной группе "Ария"! В незримой конкурентной борьбе, они единственные сумели возвыситься над всеми и получили культовый статус в России. Остальные, либо растворились во времени, либо тихо и мирно доживают свой век. В чём причина успеха и долголетия этого феномена? Тут много точек зрения и версий, предположений и догадок. Однажды, будучи в Германии, я поставил немцам, понимающим толк в тяжёлой музыке, альбом "Кровь за кровь" (кстати, считаю его самым успешным у коллектива). Они искренне изумились тому, что в далёкой России есть такая качественная музыка. Естественно, абсолютно не понимая смысла текстов, их вердикт был приблизительно такой: "Ого, это правда, русский "металл"? Отлично!!! Сыграно прекрасно, голос великолепный. Очень любопытное и своеобразное прочтение творчества "Iron Maiden"! И вот что тут можно добавить? "Арию" постоянно, на протяжении всей творческой жизни сравнивают с "Iron Maiden". Безусловно, можно с пеной у рта доказывать, что в ранний период сие действительно имело место быть, а потом настали иные времена, но… Чем же, всё-таки, так зацепила "Ария" советских, а потом и российских слушателей? Ведь, казалось бы, совершенно спокойно можно было слушать западный аналог, который являлся законодателем стиля. На мой взгляд, первое, что сработало во благо - это тексты на русском языке! Смею заметить, весьма сильные тексты! Образные, поэтичные, ассоциативные, но в тоже время такие близкие и понятные. Вообще, сила слова Маргариты Пушкиной не нуждается в представлении. В период бурного рассвета русского "металла", она не просто выделялась на общем фоне, а фактически поставила на место тех, кто не придавал данному компоненту в песнях никакого значения. Талантливейший человек! По сей день считаю её поэзию воистину профессиональной и близкой нашему человеку. Это фактор номер раз!

Далее, это мелодичность самой музыки. В России всегда ценился, именно, сей компонент. Так чтоб слезу во время баллад пустить. Причём, чтоб баллада была обязательно про трагичную любовь/смерть/жизнь, да исполнена душевно и распевно. А если уж это не баллада, то мотив должен хорошо запоминаться, без всяких сложносочинённых конструкций. Куплет, припев, куплет припев… Сольные партии инструментов чтоб не напрягали. В общем, совершенно классический расклад для любого хита. Мотив попроще, чтоб в мозг въедался! Безусловно, "Ария", как уважающие себя музыканты старались комбинировать "проверенную десятилетиями" практику создания шлягеров и это им, надо заметить, очень хорошо удавалось. В их композициях появлялся некий симбиоз всеобщей доступности и реального творчества. Дурак всё равно не поймёт, а тонкий слушатель уловит суть! Это фактор номер два!

Ну и третий, один из важных составляющих, фактор профессионализма музыкантов! Одно дело музыку в студии писать, другое выступать. "Арийцы" тут вне конкуренции по всем статьям среди российских коллег! Работают чётко, грамотно, не забывая, что есть место умеренной импровизации. С годами, накопился опыт, собственный стиль поведения на сцене и прочие составляющие, что выгодно выделяет группу по многим параметрам! Кстати, говоря, похожую составляющую успеха сумели претворить в жизнь ещё несколько отечественных коллективов, имя которых на слуху. Хотя бы, те же альтернативщики "Amatory".

Итак, схема достаточно проста! Берётся за основу, творчество какой-нибудь успешной зарубежной группы. Под похожую концепцию кроятся все будущие композиции и песни, пишутся тексты на русском языке и вперёд! Главное только, в выборе не ошибиться! Условно говоря, death, black и прочие экстремальные жанры не пользуются всенародной любовью, а значит, если новоявленная группа выбирает эти стили, то им как минимум надо принять за данность, что играть они будут фактически для себя и друзей! И играть долго… Может быть всё время существования творческой единицы. Почему это так? Ну сами вспомните любую нашу "звезду" и тут же найдёте её оригинал на западной сцене, а потом поднимите информацию о дате начала творческого пути. Если конечно это не Надежда Бабкина и не ансамбль карельского народного танца. Они доморощенные, свои так сказать!

Можно конечно пойти своим путём. Но давайте честно посмотрим на ситуацию в целом. Что нового может создать отечественный музыкальный производитель? Точнее, не так. Что вообще нового создал этот самый производитель за, последние, несколько десятков лет? Мне вот, кроме "русского рока","русского шансона" и "русского панка" ничего в голову не приходит. В.Высоцкий, В.Цой, "ДДТ", Шуфутинский и К, "Сектор Газа". Есть конечно ещё железобетонный Кобзон с собственным, узнаваемым стилем… Но всё это только для внутреннего потребления! "Тату" был неплохим коммерческим проектом… Но быстрым! Слишком быстрым, о котором на Западе уже никто и не вспомнит! В "тяжёлом" жанре, увы, СССР и Россия были на задворках цивилизации. Даже кратковременный успех в США старинной группы "Парк Горького" ("Gorky Park"), скорее относился не к свежему веянию в стиле, а исключительно подогревался волной уже забытой перестройки в Советском Союзе. Эдакая диковинка из-за железного занавеса коммунизма! Так что? Нет мысли у нас? Не умеем? В том то и дело, что и мысль есть, и умеем! Могу вам даже больше сказать, встречал таких "уникумов". Аж целых двух, а возможно и трёх! Причём, это не моя вкусовщина, это реально так! Дай Бог, чтобы ребятам повезло, поэтому обойдусь без имён, дабы не "сглазить"… Тьфу-тьфу-тьфу.

Что же представляет собой подавляющее большинство в российском "тяжмете"? Творчество бесчисленных концертирующих коллективов можно условно поделить на три основные группы: Экстремальные стили, Хард и олдскул, "АриЯподобные" формации. И что удивительно, в процентном отношении они равноценно размазаны по музыкальным "тяжёлым" просторам страны.

Экстремальные стили: Пожалуй, самое перспективное, на первой взгляд направление, ибо оно наиболее свежее и разнообразное. Но… Не привык у нас народ "грызть умом" трагичность black, радоваться драйву жизни под зубодробилку death, отдыхать под монотонность doom, ценить инструментальную изысканность thrash и т.д. Да и что нового российские трэш-блэк-дэт-думщики сделали? Классно скопировали западных коллег? Ну что ж, молодцы! Теперь вот и выступайте перед "своей" аудиторией в два с половиной человека, пока не надоест им и вам. Для населения Российской Федерации, увы, это слишком сложные формации. По моему личному убеждению, это музыка для музыкантов! Причём, лучше послушать и ознакомиться с зарубежными аналогами, которые хоть и узкоспециализированно, но развивают данные направления, привнося новые идеи. Второе крыло экстремальных стилей находится в области различных: hard-core, metal-core, alternative-metal, nu-metal и т.д. Здесь ситуация диаметрально противоположная! Сейчас это музыка гиперактивных подростков и подрастающих мачо, под которую можно выбросить излишки энергии от алкогольного и наркотического угара. Причём, что характерно, российские группы, которые играют в данном стиле, делают на этом акцент. "Слэм", "угар", "расколбас" - не мои слова, так говорят поклонники жанра. Впрочем, какая лексика, такая и музыка. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что лучшие представители направления творят далеко за пределами границ РФ и получается у них весьма любопытно и интересно как минимум. На нашей же "кухне" сосуществуют штук 300 или 400 "Amatory", которых отличить друг от друга просто нереально. Сейчас данные стили популярны, а значит количество групп, исполняющих подобную музыку, огромное количество. Всё понятно и объяснимо! По закону жизни, когда их время закончится, то всё само собой рассосётся, будто и не было ничего вовсе. Если повезёт, то останутся действительно те, кто был законодателем моды и развивался! Возможно, даже в нашей стране кто-то, да и "зацепится". Сейчас же, разгадать, "кто есть кто" очень проблематично. Как говорится: "Слишком много копий сделано"!

Хард и олдскул: Российские исполнители, работающие в данных жанрах меньше всего амбициозны. И дело тут скорее не в их самооценке! Просто люди прекрасно осознают и понимают, что самое выдающееся, самое талантливое, самое значимое уже сделано давно и надолго! Это некий "знак качества" тяжелого жанра, который монолитом лёг в историю музыки. Придумать что-то новое? Нереально! Но вот выразить свою любовь к стилю вполне по силам. Здесь есть своя аудитория, воспитанная на классике направления, понимающая в этом толк и которую невозможно обмануть. Можно сказать, что это своего рода элитарный клуб, где не проскочит фальшь, непрофессионализм и посредственное отношение к делу. Есть правила, лекала, если хотите даже догмы, от которых уйти нельзя! Наших отечественных групп, творящих в данном жанре, на самом деле, не так уж и мало. Они держаться в тени и не претендуют на мегапопулярность. Обычно, к ним публика весьма лояльна. Со временем, исполнители всё чаще и чаще включают в свои программы кавера на песни мировых монстров таких как: "Deep Purple", "Black Sabbath", "Queen", "AC/DC", "Accept", постепенно забывая о своём материале за его ненадобностью.

"АриЯподобные" формации: А вот эти ребята, пожалуй, наиболее амбициозны и с претензией на собственную уникальность! Я как-то постарался вспомнить хотя бы один концерт, где не было бы одного "арийского" коллектива. Сколько не рылся в памяти, бесполезно. Причём, одна группа это ещё так, цветочки. Как правило, в сборных концертах их не меньше половины. Парадокс в том, что сама группа "Ария" создала сей феномен совершенно неосознанно, что только говорит о суперкреативном ходе в коммерческом продвижении своей музыки. Так что же такое "АриЯподобные" формации? По порядку: Поют исключительно на русском языке, используют аналогичное инструментальное звучание своих более именитых коллег, вокал обязательно "а-ля Кипелов", структура песен строго жанровая, темп единообразен, название песен и смысл текстов ни йоту не отличается от "Арии", манера поведения музыкантов на сцене строго "как они" (даже глазки также закатывают, а уж бегают и прыгают так, что не отличишь от законодателей моды). Однажды, я побывал на концерте, участники которого представляли вышеуказанную формацию. Четыре с половиной часа слушал… Если бы не ответственная встреча в клубе, ушёл бы через полчаса, но пришлось пропустить через свой мозг несколько вариантов "Вавилонов", "Колизеев" и пр. Такое впечатление, что слова писал для всех один и тот же человек! Те, кто больше заплатил тому и слов чуть побольше в тексте и рифмы позабористее, тем, кто поменьше полуфабрикат сойдёт. Музыку, тоже сочинял один и тот же композитор, а аранжировали материал под чутким руководством Дубинина и Хостинина! Если чуть в сторону, то розгами, розгами! Кстати, названия групп тоже строго регламентируются. Либо по названиям песен "Арии", либо страшно "оригинальные". И вот здесь, кто бы мне что не говорил, я могу констатировать, что наряду с экстремальными альтернативными жанрами российской тяжёлой музыки, деградация ощущается особенно явственно! Но только в "АриЯподобных" формациях она слишком затяжная.

Вот и получается, что на данный момент российская тяжёлая сцена представляет собой настоящий Театр Пародий! У кого-то они получаются качественно и интересно, а у кого-то сиро и убого. Причём, никто из "пародистов" не лишён таланта! Просто у одних есть желание и стремление развиваться, а иные пыжатся над своей "уникальностью", совершенно выключая ощущение реальности. Но тут уж, ничего не поделаешь. Всегда найдутся те, кто прекрасно разбирается в оттенках дерьма! Ну а, в крайнем случае, друзья поддержат непризнанную "гениальность"…

Так что же дальше? Правильно гласит народная молва: "Не можешь срать, не мучай жопу". Второго Высоцкого не будет, второго Кипелова тоже, вторая "Ария" невозможна. Точнее сказать, они есть… Но как тени.

Независимый музыкальный обозреватель Маратина


Ответ

Добавить комментарий
 authimage

Комментарии