maratina: современная музыка глазами независимого

Блог о современной музыке независимого обозревателя Maratina

Ментальность рок-музыкантов или зачатки неосознанного "звездняка".

06/08/2010 12:49

zaj.jpg

Вот честно слово, диву даёшься, когда каждый день, фигурально, перелистываешь толстенную книгу под названием "Концертная жизнь". По большому счёту, это конечно личные наблюдения, да и выводы тоже весьма субъективны. Тем не менее, если вам на голову упал птичий кал, то сие именно продукт жизнедеятельности пернатых, а не краска для волос, подчёркивающая вашу индивидуальность. Безусловно, данный знак, по народным приметам, имеет позитивную окраску, но, как бы там ни было, говно оно и есть говно, какие бы оттенки не имело. Вот посему, некоторые факторы, о которых пойдёт речь ниже, как минимум заставляют задуматься о ментальности наших концертирующих рок-музыкантов, об их отношениям к коллегам, да и к самим себе. К сожалению, всё чаще и чаще приходится наблюдать три негативных момента, имя которым; самолюбование, зависть, пренебрежение.

 

Самолюбование.

Первое, что весьма впечатлило в концертирующих коллективах, так это желание растолкать локтями всё и всех вокруг. Удивительное дело, но подавляющее число рок-музыкантов любят не музыку в себе, а себя в музыке. Хотя, казалось бы, "души свободные порывы" должны быть у художника априори выше, однако на практике это уходит на второй, если не на третий план. Куда там до мук творчества? Другие идеалы! Характерные черты современности - напор, эпатаж, самолюбование, и какая то странная вера в собственную исключительность. medved.jpgПричём, положа руку на сердце, чем посредственнее и серее коллектив, тем больше у него амбиций в желании подняться над теми, кто из себя что-то реально представляет. Аналогию с российской поп индустрией не находите, а? Пусть музыкальный материал пресный и блеклый, пусть гитары куплены на задворках китайских кварталов, пусть исполнительское мастерство не дотягивает даже до уровня детских утренников, но желание показать себя любимого превыше всего. Вот и катаются по городам и весям рок-группы с кричащими, брутальными названиями, позиционируя себя как уникумов от музыки. На деле же; жалкие и смешные конвульсии на сцене, тщедушные аранжировки, нежелание совершенствовать исполнительское мастерство, тексты песен либо от бабы Нюры, либо по мотивам похмельного синдрома, а также отсутствие музыкальной мысли как таковой. Самое забавное, что в основном, такие персонажи предъявляют к организаторам концертов повышенные требования, и в отношении к коллегам от них сквозить надменным высокомерием. Если представить ситуацию, когда маленький ребёнок говорит родителям, что он самый сильный на Земле, а те, в свою очередь, умиленно кивают ему, то приблизительно так окружающие реагируют на супер-брутал-мего-группу, если конечно они не в числе их друзей и родственников.

Пример из жизни: Однажды мы выступали в рамках регионального фестиваля рок-музыки. Кстати, хороший фестиваль получился. Организован интересно! Коллективы были подобраны таким образом, чтобы слушатель охватил различные стили и веяния. Отыграли мы свой сэт вполне добротно. Скажем так, не на самом плохом уровне. Мы вообще, стараемся всегда искать огрехи в самих себе, чтобы впоследствии работать над ними, посему уж чего чего, а самокритичности нам не занимать. Так вот, по качеству выступления, мы себе поставили твёрдую четвёрку и, поблагодарив организатора, ретировались в благодушном настроении. Однако, ещё в момент ожидания выхода на сцену, удалось поймать взгляд надменной брезгливости по отношению к нам со стороны одной из групп участников мероприятия. Ну что тут сделаешь? Может у нас рожи корявые? Дали заезжим гостям, сиротинушкам, песни поиграть и на том спасибо. Словом, уехали. А потом получаем вдогонку мнение, будто музыкальный материал у нас хреновый, тупоголовый и вообще, сплошная банальщина. Послушали потом творчество нашего обличителя. Песня про Наполеона называлась. Было приятно осознать, что мы ещё не достигли таких "музыкальных и поэтических высот", да и желание стремиться к ним, отсутствует.

Зависть.

Самая внутренне разрушающая сила, которую только можно представить. Нежелание искать причины неудач в себе, порождают этого зловещего монстра. Да, были времена, когда вы, как две равноценные группы выходили на сцену в рамках некоего фантомного фестиваля рок-музыки. garn.jpgБолее того, возможно, кто-то был чуть сильнее в исполнительском мастерстве, у кого-то было чуть больше опыта в работе с публикой, но… Затем прошло несколько месяцев и ситуация в корне изменилась. Один коллектив так и продолжает выступать на том же уровне и в тех же "сельских клубах", другой же, постоянно работая над собой, добился несколько бОльших результатов. Как следствие, возникает чувство досады, которое опосредованно перерастает в ту же самую зависть. Причём, что характерно, никогда и никто не признается себе в том, что это именно зависть и ничего более. Как мы знаем, чёрная зависть уничтожает, белая же, напротив, порождает желание изменить ситуацию в лучшую сторону. Тем не менее, когда поволока чьего то успеха затмевает разум, начинаются конвульсии. Не желание посмотреть правде в глаза! Нет! На такие размышления просто не хватает времени, потому что надо срочно что-то предпринять, дабы не стать аутсайдером концертного процесса. И вот здесь, начинается череда ошибок, безмерной злобы, зубоскальства и тихой ненависти. К большому сожалению, свидетельств подобной реакции тысячи, а вот толковой и разумной работы над собой, единицы.

Пример из жизни: Ранее мы частенько пересекались с одним из коллективов, который на определённый момент имел в своём активе богатую концертную деятельность и солидный стаж работы по клубам. Более того, мы тогда находились в ранге начинающей группы, а посему старались визуально учиться у коллег, подмечая положительные аспекты. Уровень заведений, где нам приходилось играть, мягко говоря, был далёк даже не то что от идеала, а вообще от понятия нормальности. Но ничего, играли, так сказать, искали себя, приобретали опыт. Кстати, всегда удивлял такой момент: Ну ладно, мы то начинающие, нам просто играть больше негде, а иные группы существуют уже по пять лет и до сих пор так и выступают на таких мероприятиях? Это странно, как минимум. Затем, на какой то срок, пути-дороги разошлись и вот новая встреча. Поздоровались, поинтересовались друг у друга делами на музыкальном фронте. Вроде всё цивилизованно, дружелюбно. А затем... Затем, случайно натыкаемся на гадкую статейку в свой адрес. В принципе, откуда ветер дует, сразу поняли, но не придали значения. Мало ли, может, у людей настроение плохое было? Всякое бывает... Проходит ещё немного времени, но негатив продолжает идти. Причём, не на уровне слухов, а вполне подтверждённых фактов. Понимая, что людей ослепила злоба, мы просто перестали обращать на них внимание и свели наши контакты к минимуму. Если вы думаете, что на этом всё закончилось, то, как бы не так! Теперь, наши недавние критиканы, активно набиваются к нам в друзья с новой силой. Мы то, причину такой перемены понимаем. Ребятам бы собой заняться, трезво поразмышлять бы о том, что надо улучшить, изменить, привнести в своё творчество, но вместо этого они предпочитают заниматься иными делами. Что ж, бывает...

Пренебрежение.

Пожалуй, самая объёмная часть концертной жизни. Разделю его условно на три составляющих части: Пренебрежение к собственному музыкальному материалу, пренебрежение организаторов к музыкантам, пренебрежение музыкантов к проводимым мероприятиям. Начну по порядку.

Пренебрежение к собственному музыкальному материалу отличает большинство начинающих групп, но встречаются и клинические случаи и у коллективов со стажем. Речь идёт не о качестве музыки, а скорее к её исполнению. Мы все ошибаемся, лажаем на концертах, остаёмся неудовлетворёнными после неудачных выступлений. Но вот только для одних, это повод, засучив рукава, работать и выступать на соответствующих уровню мероприятиях, а для других, не обращая внимания на подобные "мелочи" стараться пролезть в любую дыру, будь то фестивали типа "Нашествия" или большие байкерские слёты. Там то, как раз, жизнь и расставляет всё по своим местам. Невозможно заставить слушать публику "криворукую" ритм-секцию на протяжении даже 10-15 минут, или восторгаться вокалистом, голос которого "живёт" отдельно от музыки. Вот честное слово, иногда так и хочется спросить: "Ребят, ну неужели вам никто не подсказал, что вам надо ещё как следует порепетировать, а по возможности заменить некоторых музыкантов?" Причём, стремление совершенствоваться, почему то не находит понимания прежде всего в мозгах. Ну, вот какого рожна стараться вытягивать высокие ноты на протяжении всего выступления, если ты ни разу (подчёркиваю: ни разу!!!) не можешь в них попасть? Просто хочется побыть на миг Кипеловым? Тарьей? Или есть желание возомнить себя на полчаса Дейвом Ломбардо?... Странно это, не понятно. Думаю, что Её Величество лесть от друзей, знакомых и родственников затмевает ощущение реальности, а подсказать либо никто не решается, либо стесняется, либо просто не хочет подрезать крылья вдохновения. Но ведь, адекватная критика, замечание или пожелание, напротив, только помогут развивать в себе талант, а не пихать куда попало жалкие потуги, нагружая бедные уши зрительской аудитории.

Пример из жизни: Однажды мы были в числе участников одного крупного, регионального байкерского слёта. На концерт было заявлено много музыкальных коллективов, что-то около девяти или десяти. Реально же, просто послушать, можно было только два! Понятно, что тут не доработали сами организаторы, но тем не менее... Нельзя так пренебрежительно относиться к собственному творчеству, показывая людям свою несостоятельность. Лучше репетировать материал на полгода-год больше, и только потом заявлять себя на солидные мероприятия.

pren.jpgПублика не слепая и не глухая. Она вообще у нас благодарная, в своём большинстве. Если молодой коллектив впервые на сцене, то его поддержат, приободрят. Однако удивляет тот факт, что иные выступающие уже по 2-3 года вместе, а результат столь плачевен даже по истечению такого солидного срока. Либо репетиции проходят раз в месяц, либо на репетиция - это повод встретится и побухать, либо музыканты действительно не соответствуют уровню притязаний.

Пренебрежение организаторов к музыкантам встречается столь же часто, как и дожди в весенне-осенние периоды. С этим сталкивались практически все музыкальные группы! Ну, может быть, за исключением чисто продюсерских проектов, где основа музыкальной деятельности находится в ином измерении. Группы, порой, едут за сотни километров, чтобы создать пришедшей публики хорошее настроение, внести позитив в их жизнь, освободить от негативных эмоций, бытовухи. В результате: Убитая и убогая аппаратура, пьяный в дым звукорежиссёр, целых десять хануриков возле сцены, отсутствие элементарного уважения к музыкантам в бытовых вопросах, таких как вода, бутерброды и т.д.

Пример из жизни: В нашей практике подобное случилось однажды. Мы выступали в одном подмосковном клубе, о котором вспоминаем с содроганием до сих пор. Если хотите, то название городка, где располагается данное заведение, уже стало нарицательным. Относительно свежим примером подобного отношения, с нами поделился наш очень хороший знакомый, который является директором нескольких музыкальных коллективов. Знаменитый на всю страну байкерский клуб, а точнее его филиал, решил устроить мотослёт у себя в регионе. Наобещали кучу всяких опций, рекламную поддержку, бытовые блага. Реальность же оказалась такой, как описано выше. Говоря своими словами, неспособность достойно организовать собственный же слёт, это чистой воды неуважения не только к себе, но к приглашённым коллективам. О чём тут можно вообще рассуждать? Или ещё один пример из нашей истории: Зимой 2010 года появилось предложение выступить в одном крупном областном центре за границами московской области. Естественно, поскольку нас никто там не знал, то предложили "разогреть" пару местных коллективов, а заодно и показать своё творчество в новом для нас регионе. Договорились с арт-директором клуба о часовом сэте, что вполне нас устраивало. Спустя два дня, наше время на сцене было сокращено до 40 минут. Затем, по истечению ещё одного дня, до 20 минут, причём вместе с настройкой. Понятное дело, что мы отказались от такого "заманчивого" предложения и внесли сей славный клуб в наш внутренний "стоп-лист". Спасибо хоть за то, что нас не поставили перед фактом уже по прибытию в город. Бог уберёг!

Есть и другая сторона медали взаимоотношений в концертной деятельности. Речь идёт о пренебрежение музыкантов к проводимым мероприятиям. Возможно, вы очень сильно удивитесь, но такие моменты тоже случаются сплошь и рядом. Дело тут, как показывает практика, находится в области элементарного воспитания и осознании действительности. Иногда задаёшься себе вопросом: Есть талантливый коллектив, который представляет собой самобытную единицу, которому помогают по мере сил люди, так или иначе причастные к концертной деятельности, а вот ответная реакция, порой изумляет. Почему это так? Зачастую, поймав заинтересованность в себе, в своём творчестве, легковесные музыкальные души, вдруг, перестают замечать ту почву, на которой они, собственно, и взросли. Понятно, что аппетит приходит во время еды, однако общечеловеческие нормы морали никто не отменял. Можно называть такие моменты как угодно: Чёрная неблагодарность, стремление к росту, желанием сделать очередной шаг наверх, но... По сути, это небольшой "звездняк", который имеет весьма условные рамки. Однажды, попав в обойму, можно запросто её и покинуть, если в хорошем отношении к себе видеть панибратство, если требовать от организатора больше, чем было оговорено ранее, если напрягать окружающих людей излишеством своего мнения по любому поводу. Происходит какой то определённый момент, когда отношения резко разворачиваются на 180 градусов, а осознание причин приходит слишком поздно.

Пример из жизни: Знаем мы одного толкового организатора концертных мероприятий, который всегда старается поддержать молодые и талантливые коллективы на пути их становления. Более того, в определённой музыкальной деятельности, мы даже являемся партнёрами и компаньонами. Так вот, сей человек, дал дорогу на сцену далеко не одному исполнителю, но как показывает практика, наступает определённая дата, когда вместо благодарности появляется нарочитая наглость и панибратство. На одном крупном фестивале, музыкант одной из групп, получив в пользование бытовой райдер, решил, что это само собой разумеющаяся опция, которая не имеет ни границ, ни пределов. Как результат, данный факт вызвал раздражение у всех, кто имел прямое отношению к проводимому мероприятию и, нежелание иметь далее с музыкальным коллективом никаких дел. Все эти пьяные заверения в дружбе, сотрудничестве дали обратный эффект. Как бы там ни было, но надо чётко понимать, что хорошее отношение - ещё далеко не дружба и партнёрство. Надо не один пуд соли вместе сожрать, показать свою состоятельность в сложных ситуациях, протянуть руку помощи в ответственный момент и только тогда наступит реальное сближение. А вообще, настоящие друзья всегда довольствуются малым, потому как не хотят нагружать лишними проблемами того, к кому испытывают симпатии.

В заключении хотелось бы сказать: На самом деле, в концертной деятельности встречаются всякие моменты. Некоторые имеют негативный оттенок, но позитива, как ни крути, всё равно столько же. Мир устроен достаточно гармонично, дабы соблюдать равновесие между чёрным и белым. Вот как раз о белом, будет идти речь в следующей статье. Поверьте, это не будет рекламой какого-либо музыкального коллектива, организатора, клуба. Будет просто рассказ о тех людях, для которых музыка не пустой звук, а великое искусство, которое не служит нелепости и тщеславию отдельных псевдоталантов.

Независимый музыкальный обозреватель Маратина и блог http://maratina.blogmasters.ru

Официальный Веб-сайт рок-группы "Аллюзион" www.Alluzion.ru


Ответ

Добавить комментарий
 authimage

Комментарии